Здравоохранение

Интервью об эффективности системы ОСМС

В последнее время все чаще обсуждается вопрос о том, что система медицинского страхования не оправдала ожиданий застрахованных граждан. И при этом в социальных сетях граждан стало все больше появляться недовольства полученными медицинскими услугами. Об этом и не только, мы решили поговорить с членом общественного объединения Альянса женских сил области Абай — Сарсенбиной Ляззат Кырыкбаевной
-Как Вы видите данную ситуацию, и что, по Вашему, является главной проблемой?
— Одной из основных проблем, я считаю дефицит кадров. В частности, не хватает детских врачей, врачей общей практики, реаниматологов, иммунологов, неонатологов, инфекционистов. Раньше была возможность переквалифицировать практикующего врача на востребованную специальность, и это решало проблему дефицита кадров. Сейчас же этот пробел можно восполнить только за счет обученных в резидентуре молодых врачей. По этой причине и возникает длительное ожидание в получении медицинских услуг. Но при всем этом с каждым годом увеличивается количество поставщиков медицинских услуг, работающих в системе ОСМС. Следовательно, растет конкуренция среди медицинских организация. Т.е. больше денег заработает та медицинская организация, которая наилучшим образом и качественно обслуживает пациентов, привлекает самых квалифицированных врачей, к которым идут люди, в том числе повышается интерес самих медицинских работников повышать свои знания. Все расходы берет на себя Фонд медстрахования по договорам, которые заключены с поставщиками медуслуг. К слову, с филиалом Фонда сотрудничают 63 медорганизаций, 29 из которых – частные.
– Какими методами надо бороться с возникшими проблемами в системе ОСМС, и кто это должен делать?
– Система ОСМС основана на солидарной ответственности государства, работодателя и каждого человека. И конечно же, решать все возникающие проблемы необходимо выработанными системными мерами из того же принципа солидарной ответственности между государством, работодателем и, самое важное, гражданином, с обязательным привлечением представителей гражданского общества.
Также хотелось бы отметить, что для урегулирования конфликтных ситуаций в медорганизациях, возникающих в процессе получения пациентами медуслуг, занимается служба поддержки пациентов и внутреннего аудита, которая решает вопросы пациента по принципу «здесь и сейчас». Эта служба не только рассматривает и решает проблемы пациентов, но и оценивает эффективность использования собственных кадров, оборудования, проверяет технологии оказания медпомощи, соблюдение правил оказания гарантированного объема бесплатной помощи, оказание услуг по медицинскому страхованию, ведет работу по профилактике и устранению дефектов, проводит обучение персонала по вопросам обеспечения качества оказания медпомощи.
Но при всем этом ответственность также остается на самом пациенте, и задачей каждого пациента является ведение здорового образа жизни, неустанно укреплять, закаливать организм, заблаговременно обращаться за плановой медицинской помощью, проходить профилактические осмотры, обследования, скрининги.
-Какой объем медицинской помощи в конечном итоге покрывает ОСМС?
-Прежде всего это дорогостоящие лабораторные диагностические услуги, амбулаторное лекарственное обеспечение, не охваченное пакетом гарантированной бесплатной медпомощи, широкий доступ к стационарозамещающей и плановой стационарной медпомощи, а также восстановительное лечение и медреабилитация.
С внедрением ОСМС доступность медицинской помощи значительно увеличилась. Например, до внедрения ОСМС дорогостоящие исследования КТ и МРТ были доступны только 8 социально уязвимым категориям населения. Сейчас любой застрахованный гражданин может получить эти услуги согласно показаниям.
-Какие плюсы Вы видите в созданной системе ОСМС?
-В первую очередь необходимо отметить, что:
1. часть нагрузки врачей переложили на медсестёр, расширили их функции, медицинские сестры ведут самостоятельный прием в поликлинике, в частности, прием пациентов, состоящих на диспансерном учете, которым необходимо динамическое наблюдение в течении года, выписка рецептов без проведения коррекции лечения. Для этого средний медицинский персонал на постоянной основе проходит повышение квалификации по различным направлениям.
2. отменили обязательное посещение терапевта для записи к узким специалистам по 9 направлениям, а именно:
• неотложные состояния и травмы, в том числе офтальмологические, оториноларингологические и другие травмы;
• оказание экстренной и плановой стоматологической помощи;
• заболевания дерматовенерологического профиля;
• приемы акушера-гинеколога и психолога по месту прикрепления;
• приемы онколога и онкогематолога;
• приемы кардиолога, эндокринолога, офтальмолога, невропатолога, хирурга для пациентов, состоящих на диспансерном учете;
• повторные приемы к профильному специалисту по его назначению;
• приемы специалистов в молодежных центрах здоровья;
• при оказании услуг передвижных медицинских комплексов и других мобильных служб.
3. ввели «зелёный коридор» для пациентов при подозрении на онкологические заболевания. Т.е. это предполагает, что оказание необходимой амбулаторной медицинской помощи должно быть произведено не позднее чем в течение 10 рабочих дней в следующих случаях и порядке:
— если лицу требуется первая консультация онколога, химиотерапевта, гематолога, детского гематоонколога или онкогинеколога — со дня обращения лица в медицинское учреждение за оказанием услуги;
— в случае направления лица на первичное диагностическое обследование злокачественных новообразований или диагностическое обследование первичного рецидива злокачественных новообразований по условиям, опубликованным на сайте услуги, со дня обращения лица в медицинское учреждение для получения услуги;
— если лицу требуется консультация специалиста, осуществляющего вторичную диагностику злокачественных новообразований или диагностику вторичного рецидива злокачественных новообразований в медицинском учреждении, указанной на сайте услуги, — со дня постановки лица на учет для получения такой услуги семейным врачом, гинекологом, тюремным врачом, или другим специалистом – в случае диагностики рецидива.
С каждым годом система ОСМС совершенствуется, принимаются во внимание все плюсы и минусы, в приоритете всегда остается качественное оказание медицинской помощи и ее доступность населению. И в итоге мы получим совершенную модель ОСМС.

Осы айдарда

Back to top button