Приходилось разрабатывать меры под ситуации — Нурдаулет Суиндиков о первом этапе возврата активов
Глава Комитета по возврату активов Генеральной прокуратуры страны в эксклюзивном интервью агентству Kazinform пояснил, что – цитата: «По цифрам наступает несовпадение». В этой связи Нурдаулет Суиндиков посчитал нужным разъяснить, какая работа была проведена в рамках двух этапов.
Председатель Комитета по возврату активов (Комитет) отметил, что процесс возврата активов начался еще до принятия соответствующего закона и до создания самого Комитета.
— По цифрам наступает непонятное несовпадение, поэтому приходится говорить, делить на два отдельных этапа результаты. Первое — это нужно всегда помнить и говорить о том, что процесс возврата активов начался не с принятием закона и не с созданием нашего Комитета. Этот процесс, эта работа шла задолго до этого. Как Вы знаете, по поручению Главы государства все ответственные государственные органы активно начали заниматься возвратом активов с начала 2022 года. Поэтому, когда в прошлом году летом Парламент принял профильный закон и в октябре указом Президента был образован наш Комитет, уже существенные цифры возврата активов были, — рассказал Н. Суиндиков.
Возврат, по словам спикера, производился правоохранительными, специальными государственными органами, уполномоченными органами традиционными способами и традиционными механизмами.
— Это конфискации и возмещение ущерба в рамках уголовных дел, это пересмотр сделок по продаже, реализации государственного имущества в рамках гражданских дел, это результаты работы контрольно-надзорных органов, это те же штрафы…. То есть, если говорить о первом этапе до принятия закона — вот об этих триллионах очень долго последние три года говорится — около 1,5 триллиона тенге были возвращены разными традиционными мерами, — отметил глава Комитета по возврату активов.
После данный процесс систематизировали, поскольку используемые меры должны были соответствовать международным стандартам.
— Даже то, что до этого в рамках уголовных гражданских дел делали, там не было элементарно каких-то понятных правовых инструментов. Некоторые сделки оформлялись как дарение и так далее. То есть, приходилось на ходу придумывать, разрабатывать под ситуации меры. Поэтому нужно было принимать системные меры, — пояснил обоснованность принятия специального закона и создание профильного комитета Н. Суиндиков.
Ранее мы писали, что принятый закон предусматривает внедрение инструмента в виде исков о необъяснимом богатстве.
— Этот инструмент мы тоже сейчас применяем. Если говорить о результатах по новым механизмам, то на сегодняшний день комиссией под председательством Премьер-министра страны одобрены предложенные нами меры возврата активов на сумму около триллиона деньги. Это уже новый этап, новые инструменты, новые механизмы. В основном речь идет о добровольном возврате. У нас в законе указано, что один из основных принципов — это стимулирование добровольного возврата, — резюмировал Н. Суиндиков.