Образование

Исследования в области казахско-джунгарских отношений

Кафедра истории университета Шакарима занимается исследованием казахско-джунгарских отношений в рамках научного проекта КН МНВО РК ИРН AP23488522 «Новые страницы из истории казахско-джунгарских отношений: во второй половине XVII – 50-х гг. XVIII вв.». Исследовательской группой проводится работа по выявлению научной литературы и архивных документов, проливающих свет на казахско-джунгарские отношения, в центральных библиотеках (ЦНБ РГП «Ғылым Ордасы»), в филиале ГАВКО, ЦГА РК. В рамках проекта была проведена научно-практическая конференция, в которой приняли участие видные казахстанские и зарубежные ученые.
Несмотря на имеющиеся исследования, многие аспекты казахско-джунгарских отношений остаются малоизученными. Не все имеющиеся архивные материалы и источники, связанные с этими отношениями, были исследованы, что оставляет пробелы в наших знаниях об этом ключевом периоде истории.
В исторических судьбах казахского народа взаимоотношения с Джунгарией в XVII и особенно в XVIII веке сыграли важную роль. Свидетельством присутствия джунгар на территории Казахстана служат различные джунгарские археологические памятники в самых различных регионах Казахстана, в том числе и на востоке страны.
Политический термин «джунгары» возник в начале XVII века в результате разделения ойратов (переводится как «жители лесов») на северо-западную и юго-восточную группировки. Согласно тюрко-монгольской традиции, юг был главной и определяющей стороной света. Левое крыло у монгол всегда называлось джун-гар – левая рука. Поэтому чоросы как главное племя получили свой политоним – джунгары.
В этот союз входили не менее многочисленные племена — торгоуыты и хошоуыты. Тюркские народы Центральной Азии называют эти племена термином «калмак» — от этого русское название «калмык» . В китайских источниках их называют «элют», от самоназвания западно-монгольских племен «ойрат» или (дурбен ойрат — союз четырех племен).
Различные косвенные данные свидетельствуют, что джунгары от Тарбагатая до верховьев Камышлова, Ишима и Тобола чувствовали себя уверенно, содержали свои аулы. Во многих местах Северо-Восточного, Центрального и Северного Казахстана имеются надмогильные сооружения джунгар ХVII – первой половины ХVIII века. По всей видимости, большинство их относится к периоду борьбы казахского народа против джунгарского нашествия.
На территории Востчного Казахстана известно городище-укрепление — комплекс Аблай кит. Сохранились и сведения уточняющие время создания монастыря-крепости. Посол русского царя Федор Иванович Байков в 1654 г. гостил у джунгарского хана Аблая. Находился он в резиденции хана четыре зимних месяца и застал окончание постройки крепости. Ф.И.Байков прямо указывал, что крепость-монастырь была построена джунгарским ханом Аблаем. По мнению исследователей памятник «служил либо стратегическим целям его обитателей, либо являлся местом религиозного культа».
Буддийские памятники джунгар находятся в районах озера Зайсан и реки Черный Иртыш, в Джаркентском уезде, вдоль реки Хоргос, в долине реки Или и по ее притокам, по реке Каратал, вблизи Рахмановских ключей и других местах. Археологические объекты джунгар (ойратов), расположенные на территории Казахстана, свидетельствуют о длительности пребывания джунгар на расселенных территориях.
Отношения между казахами и джунгарами состояли не только из военных столкновений, присутствовали и мирные дипломатические, и торговые связи. Проект нацелен на более широкое изучение истории казахско-джунгарских отношений. Исследование призвано воссоздать сложный и противоречивый характер этих взаимоотношений на основе новых материалов.

Токишкадиров Б.Б., Мұратбекова Ж.С.

Осы айдарда

Back to top button