Битва за Москву
Среди документальных богатств архивных фондов ЦДНИ видное место занимают документы ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945гг, свидетельствующих о героическом времени, о подвигах на фронте и самоотверженном труде в мирное время. Каждый документ уникален по-своему, будь то личная лётная книжка, журнал боевой работы, письма с фронта или на фронт.
Есть у нас коллекция документов ветеранов 30-й Гвардейской Краснознамённой Рижской стрелковой дивизии. Это – наша особая гордость, ведь 238-я стрелковая дивизия, переименованная позже в 30-ю Гвардейскую, формировалась на территории Семипалатинской и Восточно-Казахстанской областей.
В составе дивизии в сентябре 1941 года ушел на фронт преподаватель математики Семипалатинского педагогического института Александр Антонович Курочкин. Он прошел всю войну, воевал командиром батареи 63-го артиллерийского полка, старшим помощником начальника оперативного отдела, секретарем партийной организации штаба артиллерии Особого Военного округа, участвовал в обороне Москвы, воевал на Западном, Брянском, 1,2-м Прибалтийских, 2-м Белорусском фронтах. За успешное выполнение боевых заданий командования и проявленную при этом доблесть А.А.Курочкин был награждён орденами Александра Невского, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».
После войны Александр Антонович вернулся в город на Иртыше. Работал заместителем директора по учебной и научной работе, заведующим кафедрой высшей математики, с 1954 по 1971 год был ректором Семипалатинского педагогического института имени Н.К. Крупской. Большое внимание Александр Антонович уделял вопросам военно-патриотического воспитания, регулярно проводил беседы со студентами и школьниками города. Многие выпускники института наверняка помнят его рассказы о том героическом и страшном времени. Фрагмент из воспоминаний А.А.Курочкина:
«На пути врага, наступавшего на Москву с юго-западного направления, встала Тула. Шли ожесточенные бои. Стремясь во что бы то ни стало захватить Тулу и создать в ней плацдарм для наступления на Москву с юга, осенью 1941 года гитлеровское командование сосредоточило под Тулой 14 дивизий, в том числе 4 танковые и 3 мотострелковые, большое количество артиллерии и самолётов.
В середине октября на тульском направлении стеной стала наша дивизия, прямо с ходу вступившая в бой с противником. Это был её первый бой с немецко-фашистскими захватчиками. В октябре и ноябре кровопролитные ожесточённые бои продолжались у стен старинного русского города Алексина, расположенного на реке Оке. Враг любой ценой стремился перерезать шоссе Москва-Тула, намереваясь взять Тулу в кольцо. Но район Алексина не стал плацдармом для выхода врага к шоссе. Наша дивизия выполнила свою задачу – не пропустила врага на московскую магистраль, не дала сомкнуть кольцо вокруг Тулы. Мы, бойцы и командиры, осознавали всю ответственность перед Родиной. Каждый знал, что отступать некуда – позади Москва.
И вот наступил декабрь памятного сорок первого. Мощный огонь наших артиллерийских дивизионов и гвардейских «Катюш» всколыхнул морозный воздух. Тысячи снарядов обрушились на врага, сокрушая его укрепления, огневые точки, уничтожая живую силу противника. От артиллерийской канонады в воздухе стоял сплошной гул. На вражеские позиции двинулись танки, самоходные артиллерийские установки, за ними – пехота. Дивизия перешла в наступление. Враг ожесточённо сопротивлялся. Но ничто уже не могло остановить наступление наших войск. И мы – казахстанцы — стояли насмерть!
Фашисты, неся большие потери, оставляя на снегу сотни трупов, бросив значительную часть боевой техники, орудия, автомашины, тягачи, под натиском наших войск отступали всё дальше и дальше на запад. Силами нашего Западного фронта и соседних фронтов были разгромлены крупные силы противника, далеко отбросив их на Запад и тем самым сняв непосредственную угрозу Москве.
Более чем миллионная группировка отборных гитлеровских войск разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых был народ, столица, Родина. На полях Подмосковья началась заря нашей победы над фашистской Германией.
В начале мая 1942 года в дивизию пришло известие, что Указом Президиума Верховного Совета СССР за проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками наша дивизия награждена орденом Красного Знамени. А в конце мая пришла ещё одна радостная весть – приказом Наркома Обороны 238-я стрелковая дивизия была преобразована в 30-ю Гвардейскую. 20 июня 1942 года дивизии вручили Гвардейское знамя и орден Красного Знамени. Высокие награды вдохновили нас на новые подвиги, укрепили уверенность в том, что враг неминуемо будет разбит. В последующих ожесточенных боях с ненавистным врагом 30-я Гвардейская Краснознамённая Рижская стрелковая дивизия пронесла свое боевое Гвардейское орденоносное знамя от Оки до Балтики…».
Маршал Советского Союза Г.К.Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» пишет: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю – битва за Москву». В боях на полях Подмосковья три казахстанские соединения заслужили звание гвардейских и государственные награды, многие бойцы и командиры прославились героическими подвигами. Славу первых гвардейцев, как эстафету, принимали, приумножая ее в боях все новые и новые полки, дивизии и другие соединения.
Быстро уходит время. Неумолимо относит оно вглубь истории суровую пору Великой Отечественной войны. Но оно никогда не сможет даже очень выдающимися событиями заслонить подвиг, совершенный Советской Армией. Не изгладятся из памяти благодарного человечества и подвиги воинов-семипалатинцев.
Наталья Яковлева, архивист КГУ «Центр документации новейшей истории»