Способы обращения за выплатами из Государственного фонда социального страхования
В целях защиты интересов работающего населения обязательным социальным страхованием предусмотрены социальные выплаты в случаях наступления социальных рисков по: утрате трудоспособности; потере кормильца; потере работы; потере дохода в связи с беременностью и родами; потере дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей); потере дохода в связи с уходом за ребенком по достижении полутора лет.
Размеры социальных выплат из Государственного фонда социального страхования (Фонд) рассчитываются индивидуально и напрямую зависят от своевременности и полноты уплаченных социальных отчислений в Фонд.
Следует отметить, что социальные отчисления не удерживаются из заработной платы работника, как обязательные пенсионные взносы, а уплачиваются за счет средств работодателей и (или) индивидуальных предпринимателей.
В этой связи, при наступлении социальных рисков Фонд рекомендует участникам системы перед обращением за назначением социальной выплаты проверить соцотчисления, фактически поступившие в Фонд.
Указанную информацию можно получить через портал электронного правительства egov.kz (Главная страница/Трудоустройство и занятость/Информация о социальных отчислениях обязательного социального страхования) или мобильные приложения банков второго уровня, а также обратившись с документом, удостоверяющим личность в отделения Государственной корпорации «Правительство для граждан» (ЦОН) или филиал Фонда.
С развитием цифровых технологий упрощены процедуры обращения за назначением социальных выплат. В настоящее время заявитель представляет только те документы, по которым отсутствуют сведения в информационных системах государственных органов.
За назначением социальных выплат из Фонда можно обращаться как традиционно через ЦОН, так и электронно, не выходя из дома.
В настоящее время актуальным становится оказание государственных услуг в проактивной форме, в том числе через Цифровую карту семьи, т.е. при наличии соответствующих сведений в информационных системах государственных органов через единый контакт-центр «1414» участнику системы направляется смс-сообщение о реализации права на получение выплаты. В случае получения ответного согласия на данное смс-сообщение выплата назначается проактивно.
Кроме этого, за социальными выплатами можно обратиться одним из следующих способов:
— по случаю утраты трудоспособности: при первичном установлении степени утраты общей трудоспособности (УОТ) — через подразделение Медико-социальной экспертизы, а при наличии сведений УОТ — через портал электронного правительства egov.kz или обратившись в ЦОН;
— по случаю потери кормильца: через портал электронного правительства egov.kz или обратившись в ЦОН;
— по случаю потери работы: при регистрации в качестве безработного — через порталы Электронной биржы труда enbek.kz, электронного правительства egov.kz или Карьерный центр, а при наличии сведений о регистрации безработным — через портал электронного правительства egov.kz, мобильные приложения банков второго уровня или обратившись в ЦОН;
— по беременности и родам: через портал электронного правительства egov.kz или обратившись в ЦОН;
— по уходу за ребенком до полутора лет: через портал электронного правительства egov.kz, мобильные приложения банков второго уровня или обратившись в ЦОН.
Если заявитель подал заявление электронно, то срок назначения социальной выплаты составляет 4 рабочих дня, а в случае обращения через ЦОН — 8 рабочих дней.
Следует отметить, что при назначении выплат филиалы Фонда проверяют достоверность документов (сведений). В этой связи, в целях защиты интересов потенциального получателя, в случаях выявления несвоеременной и неполной уплаты, а также несоответствия уплаченных соцочислений к доходу работника по перечисленным суммам обязательных пенсионных взносов Фонд направляет электронный макет дела на дооформление. В таких случаях срок назначения продлевается до 30 рабочих дней и требуются дополнительные сведения от органов государственных доходов и (или) справка о доходах с места работы и т.д.