Абайская областьКультураТОП

РАУШАН ТАНСБАЕВА: «Благодаря реакции зрителей понимаем, что движемся в правильном направлении»

Вот и завершился очередной сезон Русского драматического театра имени Федора Достоевского. Впереди труппу ждет летний отдых и подготовка к новому сезону. Но невозможно наметить новый путь, не зная, где ты находишься. Поэтому сейчас самое время подвести итоги прошедших десяти месяцев.
Сезон стартовал с шоу «Театр. История. Вечность». Продолжая заложенные традиции, коллективы трех театров – имени Абая, Ф. М. Достоевского, а также молодежного «Дарига ай» – вместе открыли свои театральные сезоны 1 сентября. Мы пригласили зрителей в путешествие в историю нашего региона, в глубину веков, к истокам нашего богатого культурного наследия.


Нужно отметить, что традиции проведения таких совместных шоу уже десять лет – в 2013 году семейчане стали участниками представления «Театр на крыше и на сцене». И с тех пор первый день осени стал ассоциироваться у горожан с незабываемым шоу, которым местные театры открывают свои новые сезоны.
А уже 22 сентября мы пригласили зрителей на премьеру романа в стихах «Евгений Онегин» в постановке московского режиссера Олега Плаксина, чьи спектакли являются украшением репертуара нашего театра. Мы также привлекли к сотрудничеству московского художника по свету Олега Уразбахтина.


Выбор материала очевиден – грядущее 225-летие великого русского поэта Александра Пушкина. И этим великолепным спектаклем мы не только отдали дань творчеству любимого поэта, но и пригласили зрителей по-новому прочувствовать знакомое с детства произведение, заново расставить акценты, найти скрытые смыслы, попытаться ответить на извечные вопросы «Что есть Жизнь? И что есть я в этой Жизни?»
Спектакль имел оглушительный успех, каждый показ на протяжении сезона проходил с аншлагом.
Для нас уже некая традиция – участие в Международном фестивале Те-АRT Kokshe, где собираются сильнейшие коллективы Казахстана и зарубежья. Осенью 2023 года мы показали кокшетауцам и жюри криминальную драму «Леди Макбет» в постановке Олега Плаксина.


Также яркой значительной вехой для нас стал Вечер памяти Якова Горельникова. 8 ноября, в день рождения Якова Вениаминовича, мы пригласили горожан вместе вспомнить его великий вклад в театральное искусство и культурное развитие региона, его преданность театру и вдохновляющее влияние на нашу жизнь и творчество. Вечер прошел настолько душевно, что нам пришлось, после многочисленных просьб, повторить его. Режиссером мероприятия стала Анастасия Малицкая.
Она же стала постановщиком новогоднего интерактива для юных зрителей «Алиса. Чудеса. Новый год». В этом сезоне мы пошли на эксперимент, который прошел на ура – впервые в истории театра пригласили наших самых маленьких гостей в уютное пространство Малого зала, которое по мановению магического посоха превратится в Страну чудес.


Новый формат общения имел успех. И мы его повторили, обновив материал, 1 июня, в Международный день защиты детей. Интерактив в первый летний день назывался «Алиса. Чудеса. Парадокс».
Надо отметить, что Анастасия Малицкая нашла ключик к сердцам юных зрителей. Она также стала режиссером и интермедии «Легенды праздника Наурыз». Получилось увлекательное и яркое представление, созданное с искренней любовью к истории и традициям нашей страны. Вместе со сказкой Андрея Глушкова «Визирь калифа Наидобрейшего» это стало прекрасным подарком детям и их родителям к Наурызу.
Весной 2024 года мы подарили зрителям две премьеры.
Во-первых, это музыкально-пластический спектакль в жанре soundтрагедии «Моцарт и Сальери». Режиссер Рача Махатаев не в первый раз ставит на нашей сцене, но впервые это произошло в Малом зале, где четвертая стена почти отсутствует. Спектакль никого не оставил равнодушным. И дело не только в поднимаемой теме гения и злодейства, но и в новой для нас форме.


Во-вторых, Анастасия Малицкая поставила музыкально-поэтическую композицию «Темная ночь», посвященную Дню Победы. Эта работа тоже была экспериментом – впервые мы пригласили зрителей не в один из залов, а в фойе, где на фоне вечернего города и разыгралась трагическая история, затрагивающего каждого из нас.
А завершил театр сезон просто эпично – премьерой «Мифа об Аттиле» в постановке столичного режиссера Уланмырзы Карыпбаева. Он пригласил в постановочную команду хормейстера из Астаны Анель Сиргебаеву и режиссера по пластике из Санкт-Петербурга Резида Гаянову.
На премьере присутствовала авторитетный критик из Алматы – кандидат искусствоведения, доцент кафедры «История и теория театрального искусства» Казахской национальной академии искусств имени Жургенова Анар Еркебай. Она отметила, постановка не просто показывает некие исторические события, а тонко проводит параллели с современностью. Именно поэтому спектакль был так тепло принят зрителем. Критик похвалила многочисленные режиссерские и актерские находки, а также пластику, музыку и игру света. И посоветовала смело везти «Миф об Аттиле» на международные фестивали и на гастроли.


Закрывая сезон, хочется отметить, что театр не просто существует, а творит, экспериментирует, находится в постоянном творческом поиске. Несмотря на определенные сложности. В первую очередь, это касается того, что в одном здании находятся три полноценных театра, каждый со своими многочисленными зрителями и грандиозными планами. Все три театра выросли, окрепли, обрели размах и заслуживают свое помещение.
Но, тем не менее, мы работаем, мы радуем зрителей, удивляем их. И благодаря реакции зрителей понимаем, что движемся в правильном направлении. И мы продолжим наше взаимное обогащение в новом сезоне, на который намечено несколько премьер, раскрывать которые мы пока не будем. Пусть они станут приятным сюрпризом.
Мы прощаемся со зрителями до 28, 29 сентября, когда спектаклем «Миф об Аттиле» мы откроем новый сезон. До новых встреч!

Раушан Тансбаева, директор Русского драматического театра имени Ф. М. Достоевского

Осы айдарда

Back to top button