Эксперт: в здравоохранении, как и на производстве, необходим комплексный подход
С внедрением ОСМС значительно возросли объемы медицинских услуг и финансирование на всех уровнях – от первичной медико-санитарной помощи до стационарного лечения. Тем не менее, у многих казахстанцев остаются многочисленные вопросы к системе.
Депутат маслихата области Абай Анжела Маслова поделилась своим мнением об эффективности и трудностях системы ОСМС.
— Считаете ли вы, что система здравоохранения претерпела изменения с введением обязательного социального медицинского страхования?
— Внедрение ОСМС в различных странах, включая Казахстан, стало важным шагом в реформировании системы здравоохранения. Каждый раз улучшается доступность медицинских услуг для широких слоев населения, особенно для социально незащищенных групп. Система обеспечивает стабильное финансирование медицинских учреждений за счет взносов от работающего населения и государства. Это позволило улучшить материально-техническую базу медицинских учреждений и повысить зарплаты медицинскому персоналу.
— Вы упомянули сложности с записью на прием к врачам. Какие именно трудности существуют?
— Несмотря на положительные изменения, некоторые аспекты системы требуют доработки. Например, существует только один день в неделю для записи на прием к терапевту, что требует личного присутствия пациентов, поскольку дозвониться до регистратуры не представляется возможным, так как линия перегружена. Это особенно тяжело для пожилых людей и работающих граждан, которые не могут себе позволить долгое ожидание. Необходимо пересмотреть алгоритм записи пациентов для устранения таких проблем.
— Вы также упомянули трудности получения направлений к узким специалистам. Можете рассказать подробнее об этом?
— Это еще один момент, на которой следует обратить внимание. Отрадно, что мы стремимся к системе, где один врач-терапевт будет универсалом, способным предоставить полноценную консультацию, равную консультации узкого специалиста. Но на это потребуется время, годы для подготовки таких докторов. Пока же, граждане, обеспокоенные состоянием здоровья, часто сталкиваются с сопротивлением терапевтов при попытке получить направление к узкому специалисту, например, к ЛОРу. Это вызывает недовольство и снижает доверие к системе здравоохранения.
— Анжела Владимировна, какими методами можно решить вышеупомянутые проблемы в системе медстрахования?
— В здравоохранении, как и на производстве, необходим системный подход. Необходимо детально разбирать каждый процесс, например, запись к терапевту, учитывать время и ресурсы, затраченные на всех участках процесса. Проанализировав и убедившись в неэффективности процесса, его необходимо доработать. Это позволит сделать систему более эффективной и доступной для всех казахстанцев.
— Как вы оцениваете эффективность и необходимость скрининговой системы?
— Считаю, что скрининговая система оправдана и важна. Она позволяет пациентам бесплатно проходить чекап на проверку основных показателей здоровья. Однако далеко не все граждане регулярно и самостоятельно проходят такие медосмотры. Часто требуется напомнить и пригласить людей на обследования, которые могут выявить заболевания на ранней стадии и спасти жизнь.
— Как часто вы обращаетесь за медицинской помощью?
— Лично я обращаюсь за медицинской помощью только в случае крайней необходимости. Однако, я регулярно общаюсь с избирателями и провожу соцопросы, чтобы быть в курсе их проблем и помогать в их решении.