О концепции развития местного самоуправления до 2025 года
О концепции развития местного самоуправления до 2025 года
Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан до 2025 года разработан во исполнение поручения Главы государства, данного в рамках Послания от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий».
Проект Концепции является логическим продолжением реформ по развитию местного самоуправления, реализованных в предшествующие годы. Предлагаемые проектом Концепции меры соответствуют стратегическим задачам экономического и социального развития регионов страны, а также отвечают интересам жителей и государства в целом.
В рамках проекта сформированы новые подходы, направленные на дальнейшее совершенствование и повышение эффективности системы местного самоуправления.
Новая модель местного самоуправления будет сформирована на основе пяти ключевых принципов.
Первый. Участие граждан в процессе принятия решений.
Второй. Выборность органов местного самоуправления.
Третий. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении организационных, экономических и финансовых вопросов.
Четвёртый. Чёткие функциональные границы деятельности государственных органов и местного самоуправления.
Пятый. Прозрачность и подотчётность органов местного самоуправления перед жителями.
Для активного вовлечения граждан в процессы государственного управления и принятия решений на местах предусмотрены меры по внедрению прямых выборов акимов.
В соответствии с принятыми в мае текущего года законами, с июля т.г. начались прямые выборы сельских акимов.
Основные требования к кандидатам включают возрастное ограничение – не моложе 25 лет, а также соответствие квалификационным требованиям данной категории государственного служащего.
Установлены два основных способа выдвижения кандидатов – от политических партий и в порядке самовыдвижения.
Следующим шагом в рамках данного направления будет введение прямых выборов акимов районов с 2024 года.
В проекте Концепции впервые предусмотрена необходимость чёткого разделения институтов местного государственного управления и местного самоуправления. Для этого будет разработан новый закон о местном самоуправлении, в котором будут определены структура, порядок формирования и полномочия органов местного самоуправления.
Для дальнейшей децентрализации и создания действенной системы местного самоуправления предусмотрены меры по перераспределению и исключению дублирования функций и полномочий между уровнями управления.
Передаваемые полномочия будут обеспечены необходимыми ресурсами для их эффективной реализации.
В целях стимулирования гражданской активности предусматривается прямое участие жителей в принятии решений по наиболее важным вопросам местного значения. В частности, это вопросы изменения статуса, наименования и границ населённых пунктов, определение приоритетных задач местного сообщества.
Будет сформирован сельский представительный орган – «Кеңес». Кеңесу будут переданы полномочия по утверждению и контролю за исполнением плана развития местного сообщества и бюджета, регулированию размеров налоговых ставок на сельском уровне, а также вопросам благоустройства сёл.
В целях повышения эффективности работы исполнительных органов на местах, будет проведена реорганизация аппаратов акимов сельских округов.
На сегодня требования, предъявляемые к сотрудникам аппарата акима сельского округа, практически аналогичны требованиям к сотрудникам центральных государственных органов.
Кроме того, установленные лимиты штатной численности аппаратов в 3-5 человек, включая акима, не позволяют проводить работу с жителями на должном уровне.
В этой связи, с учётом международной практики в рамках пилотного проекта будет внедрена новая организационно-правовая форма управления – «администрация местного самоуправления».
Справочно: в ряде стран (Австралия, Германия, Франция, Канада и т.д.) такая форма действует и называется исполнительным муниципальным органом.
Формирование кадрового состава администрации будет осуществляться по отдельному порядку. Это позволит внедрить гибкую систему управления персоналом, а также осуществлять дополнительные виды работ для обеспечения комфорта граждан.
Перечень оказываемых услуг, вопросы найма и определения размера оплаты труда работников будут регулироваться Кеңесом.
Справочно: Законодательно будет определен минимальный и максимальный порог заработной платы работников администрации местного самоуправления.
Оказание платных услуг возможно при отсутствии на селе предпринимателей, их предоставляющих.
В случае положительных результатов пилотного проекта новая организационно-правовая форма будет масштабирована по всей стране.
Качественное решение вопросов местного значения также зависит от эффективности работы маслихатов. В этой связи их роль будет усилена.
Так, с 2022 года будут внедрены две освобождённых должности председателей постоянных комиссий маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы.
В целях повышения статуса Секретаря маслихата ему будут переданы полномочия Председателя сессии маслихата.
Справочно: Соответствующий Закон подписан Главой государства 30 июня т.г. В дальнейшем секретари маслихатов будут переименованы в председателей малихатов в рамках разработки проектов Законов «О местном государственном управлении» и «О местном самоуправлении».
На сегодня наблюдается хроническое недофинансирование бюджета четвёртого уровня. Собственные доходы покрывают всего 13,4% расходов данного уровня бюджета.
В этой связи, с 2022 года предусмотрена передача на сельский уровень дополнительных четырёх видов налогов и платежей: единый земельный налог; плата за пользование земельными участками, поступления от их продажи и плата за продажу права их аренды.
В 2023 году планируется передать еще ряд налогов и платежей. В частности, будет предусмотрено распределение корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса между областью, районом и селом.
Планируется значительное упрощение порядка формирования и исполнения четвёртого уровня бюджета путём укрупнения бюджетных программ, сокращения количества отчётов, оптимизации бизнес-процессов и внедрения механизма стимулирования расширения налогооблагаемой базы.
В результате принятия мер по фискальной децентрализации, в 2025 году ожидается рост самодостаточности бюджета сельских округов до 35%.
В рамках концепции «Слышащего государства» в целях оперативного решения актуальных вопросов населения предусмотрены меры по повышению обратной связи между обществом и государством.
Так, предлагается наделение граждан и депутатов маслихата правом составления петиций по вопросам местного значения и развитию региона в целом.
В прошлом году в пилотном режиме в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент и во всех областных центрах успешно внедрён инструмент «бюджет народного участия», который предполагает расширенное участие граждан в бюджетном процессе.
Реализован 81 проект по благоустройству дворов и спортивных площадок на сумму 2,3 млрд. тенге.
Учитывая положительные результаты пилотного проекта, предусматривается 10-кратное увеличение объёма финансирования проектов в рамках «Бюджета народного участия».
Вместе с тем, в целях усиления контроля за процессом утверждения местных бюджетов предусматривается внедрение общественных экспертиз, включая применение онлайн-опросов по расходам на инфраструктурные и социальные инициативы.
Данные меры позволят учитывать реальные потребности населения и повысить уровень доверия граждан к органам исполнительной власти на местах.
На сегодня большое количество объектов местной инфраструктуры в стране, то есть дороги, сети водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, не поставлены на баланс местных исполнительных органов надлежащим образом.
Это приводит к тому, что акиматы не всегда могут оперативно проводить текущие и капитальные ремонты данных объектов. В свою очередь, это прямо влияет на социальное самочувствие граждан.
Для решения данных вопросов на местном уровне проектом Концепции предусмотрены меры, направленные на повышение рационального распределения расходов местного бюджета и эффективное использование объектов коммунальной собственности.
Первое. Инвентаризация и постановка на учет незарегистрированных объектов коммунальной собственности в упрощённом порядке (в т.ч. бесхозных активов).
Второе. Предоставление права акиму сельского округа совместно с «Кеңес» определять виды имущества, подлежащие передаче в коммунальную собственность местного самоуправления.
Третье. Для снижения расходов на проектирование социальных объектов в сельских населённых пунктах будет разработана типовая проектно-сметная документация.
В целях обеспечения равного доступа граждан к государственным услугам и социальным благам предусматриваются меры по совершенствованию административно-территориального устройства страны.
Так, с учётом формирующихся трендов, актуален вопрос пересмотра статуса отдельных крупных сёл (с населением более 10 тыс. человек) и малых городов (с населением менее 10 тыс. человек).
В этой связи, будут разработаны новые стандарты административного деления на районном и сельском уровнях.
На основе сформированных стандартов будет проведена комплексная работа по объединению и укрупнению, переподчинению населённых пунктов и изменению их статуса с учётом экономических, социальных и демографических особенностей.
Все изменения, касающиеся границ и статусов населённых пунктов, будут в обязательном порядке согласовываться с местным сообществом.
Качественная реализация озвученных мер позволит к 2025 году сформировать новую модель местного самоуправления, отвечающую вызовам времени и направленную на полноценную реализацию интересов наших граждан в соответствии с концепцией «Слышащего государства».